Сущность педагогических инноваций и их роль в современном образовании

Страница 2

Говоря об актуальности инновационных поисков в современных условиях, необходимо обозначить ряд противоречий в развитии образования. Противоречия выступают одним из основных условий целостности педагогических инноваций и являются внутренним импульсом их развития. Под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. В соответствии с представлениями диалектики, всякое развитие есть возникновение различий, противоположностей, их разрешение и, в то же время, возникновение новых противоположностей и противоречий. Противоречия в конце концов ведут к появлению нового качества — или путём разрушения к более низкой форме бытия, или путем развития — к более высокой форме.

К основным противоречиям в системе образования, которые приводят к возникновению педагогических инноваций, можно отнести:

- противоречие между необходимостью формирования у учащегося целостного образа культуры и технологией её фрагментарного воспроизводства через предметно-знаниевый тип обучения;

- противоречие между обезличенными методами обучения и воспитания и необходимостью индивидуально-личностного формирования и проявления человека;

- противоречие между непрерывным изменением содержания образования и возрастание объема знаний и неизменным характером базовых образовательных технологий в образовании, которые не способны обеспечить адекватное отражение современной ситуации и эффективное присвоение человеческого опыта и др.

Признавая значительный потенциал педагогических инноваций для современного общества, необходимо четко определить сущность инновационного образования в отличие от традиционного.

В истории педагогики термины «инновационное» и «традиционное обучение» были предложены учеными-дидактами в докладе Римскому клубу в 1978 году, которые впервые обратили внимание общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и развитию ее познавательных возможностей.

Основные признаки традиционного и инновационного обучения, систематизированные В. Е. Шукшуновым, В. Ф. Взятышевым, Л. И. Романковой, приведены в таблице 1 [212, с. 21].

Таблица 1 Признаки традиционного и инновационного обучения

Признаки традиционного образования

Признаки инновационного образования

стержнем выступает классический тип научной рациональности, сложившийся в XVII - XIX в.в., акцентирующий внимание на объекте познания, на получении объективно истинного знания о мире

включаются и начинают доминировать неклассический и постнеклассические типы научной рациональности, включающие познающего и действующего субъекта, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий его бытия и социальных последствий его деятельности

формируется механистическая и детерминистическая картина мира, определяющая и поддерживающая преимущественно технократическую культуру мышления

формируется культура системного мышления; мировоззрение, направленное на гармонизацию отношений человек - общество - природа

преобладание методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы

содержание и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности человека - способности создавать то, о чем может не знать даже преподаватель

искусственная (формальная) соотнесенность социально-гуманитарной и научно-технической составляющих содержания образования, разорванность духовности и профессионализма

формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация