Сущность педагогических инноваций и их роль в современном образовании

Страница 4

Исследовательские работы, посвященные отдельным аспектам становления и развития инновационной педагогической деятельности, появились в конце 70-х - 80-х годов XX века (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова, Н.Д. Никандров, В.А.Сластенин и др.) [64, 80, 122, 137, 181]. С начала 90-х годов появились теоретические исследовательские работы по данной проблематике М.С.Бургина, Э.Д.Днепрова, М.В.Кларина, Л.С.Подымовой, С.Д.Полякова, В.В.Серикова, О.Г.Хомерики, Н.Р.Юсуфбековой и др. [32, 56, 85, 182, 154, 179, 204, 220].

Исторический аспект становления инновационных процессов, в том числе и инновационной деятельности преподавателя, отражен в работах, Э.Д.Днепрова, А.Г.Каспржака и др. [56, 83].

Решения теоретико-методологических проблем, относящиеся к инновационной деятельности педагога, представлены в работах К.Ангеловски, М.В.Кларина, В.Я.Ляудис, С.Д.Полякова, Т.И.Шамовой и др. [6, 85, 115, 154, 196].

По мнению М. В. Кларина, в настоящее время в условиях продолжающихся социокультурных перемен наша педагогика столкнулась с «обвальной» инновационностью в образовании [85, с. 60]. В возникшей необходимости систематизации, глубокого всестороннего осмысления, корректировки в соответствии с изменением разнообразных условий огромный опыт инновационной образовательной практики постепенно приобретает теоретическое и методологическое обоснование. Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и обучающихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.

Сегодня педагогическая инноватика активно развивается как часть общей инноватики. Определение этой научной дисциплины дано Н.Р. Юсуфбековой. Она трактует ее как «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использование, и применение на практике» [220, с.10]. Ею же были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация". В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как особая самостоятельная отрасль педагогической науки, имеющая собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в системе образования [220].

Первый блок - блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. По сути, это разработка категориального поля теории нового в педагогике, эти понятия изучает педагогическая неология.

Второй блок - блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.

Третий блок - блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок, связанный с учением о внедрении, называется педагогической праксиологией.

При всей динамичности развития педагогическая инноватика до сих пор является одной из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики, что связано с сохранением в ней многих терминов, заимствованных из общей инноватики. Анализируя категориальный аппарат педагогической инноватики, можно утверждать, что существует множество подходов, как в изучении, так и в определении педагогических инноваций. Очевидно, это объясняется тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной науке нет общепринятой теории инновационной деятельности, в том числе до сих пор не выработано единого общепринятого толкования вышеуказанных терминов. Положение осложняется, на наш взгляд, еще и тем, что многие специалисты, определяя один и тот же предмет исследования, используют разные термины. В связи с этим обозначилась необходимость осмысления таких понятий как "новшество", "инновация", "инновационный процесс", «нововведение», «инновационная деятельность» и др. Это вызывает необходимость уточнения всех терминов, используемых в исследовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация