Сущность педагогических инноваций и их роль в современном образовании

Страница 8

Инновационная деятельность получает внешнее выражение в инновационном обучении. Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Оно призвано готовить не только "человека познающего", но и "человека действующего". Причем все большинство элементов «поддерживающего», традиционного обучения имеют место в инновационном, разница заключается лишь в соотношении репродуктивного и продуктивного, деятельного и творческого компонентов.

Наличие множества областей применения педагогических инноваций и ряда этапов их развития приводит к необходимости их классификации, которая осуществляется по разным основаниям. Педагогическая инноватика на современном этапе развития не выработала единой типологии педагогических инноваций. Педагогические инновации могут быть разделены по основе взаимодействия репродуктивного и продуктивного компонентов (М. В. Кларин), по степени организованности (В. А. Сластенин), по инновационному потенциалу (А. И. Пригожин) [85, 191, 157] и т.д.

Учитывая все выделенные особенности инноваций в образовании, определяющие их сложность и специфику, обязательно встает вопрос о критериях выделения и оценки педагогических инноваций.

Применительно к педагогическим разработкам Сластенин В. А. [181, с. 135] определяет следующую совокупность критериев педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке научных педагогических исследований и передового педагогического опыта. Данный автор указывает на несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения. Принимая такую классификацию уровней новизны, можно отметить, что в данной работе абсолютная новизна названа открытием в области педагогики, а педагогические инновации чаще всего содержат локально-абсолютное, условное или недостаточно широко распространенные и недостаточно разработанные новшества.

Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия - в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Навигация