Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Страница 1

В предыдущей главе были рассмотрены теоретические вопросы развития творчества младших школьников посредством использования музыкальной импровизации. Для проверки гипотезы исследования был проведён педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 20 школьников 1-го класса Богучанской средней школы № 3, нами был выбран один класс, как второго класса не было набрано 1 сентября.

Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап работы.

На основе выделенной гипотезы констатирующий этап обучающего эксперимента включал два направления исследования по выявлению уровня:

1) музыкальных способностей (чувство метроритма, динамики, музыкально-образное мышление);

2) проявлений музыкально-творческих способностей (эмоциональная отзывчивость, творческое воображение и ориентировочная активность).

В ходе исследования данных уровней развития была использована соответствующая диагностика. Диагностическая методика была составлена в результате экстраполяции на практику результатов исследования музыкальных способностей [48].

При разработке диагностических методик учитывалось:

1) соответствие возрасту и степени музыкального развития детей;

2) возможность судить об уровне исследуемой способности в совокупности составляющих ее компонентов;

3) доступность и яркость музыкального материала. Диагностические занятия были нацелены на выявление уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку, творческого воображения, степени и характера их ориентировочной активности, чувства динамики, способности соотносить тембровые представления с выбором того или иного инструмента. Кроме того, проверялся исходный уровень развития музыкально-творческих способностей учащихся.

Для решения задач нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1.

Критерии развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста и критерии их оценки

Компоненты музыкальных способностей

Критерии оценки компонентов музыкальных способностей

I. Музыкальный слух.

Интонирование мелодической линии

Чувство лада.

Владение голоса.

Слуховое внимание.

II. Музыкальная память.

Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.

Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.

III. Чувство ритма.

1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

IV. Творческие способности.

Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.

Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.

Таблица 2

Уровни развития компонентов музыкально-творческих способностей

Компонент

Уровни

Музыкальный слух

Высокий

Средний

Низкий

-чистое интонирование мел. линии;

слуховое внимание;

хорошее владение голосом

(6-7 звуков).

-правильное интонирование отдельных отрывков;

улучшение после повторного показа;

небольшой диапазон голоса

(4 звука);

слуховое внимание отрывочное.

-не чистое интонирование;

отсутствие диапазона голоса;

нет слухового внимания.

Чувство ритма.

-четкая точная передача ритмического рисунка.

-передача отдельных элементов ритмического рисунка;

улучшение показателей после повторного показа.

-нет точности передачи ритмического рисунка;

нет улучшений показателей после повт. показа.

Музыкальная

память.

-быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение муз. материала;

наличие муз. "багажа" памяти.

-неточное запоминание и воспроизведение муз. мате-риала;

небольшой запас муз. "багажа" памяти.

- несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания муз. мат.;

отсутствие муз. "багажа" памяти.

Творческие навыки.

-умение досочинить мелодию, ритмический рисунок.;

умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности различными выразительными средствами.

-неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка;

неуверенность в передаче собственных чувств и использование различных выразительных средств.

-отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмич. рисунка.

Неспособность передачи собственных чувств в различных видах муз. деятельности, неспособность использовать различные средства выразительности

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация