Разработка программы обучения ботанике на базе Суриковского ключа

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Разработка программы обучения ботанике на базе Суриковского ключа

Страница 1

Для достижения целей эксперимента первой из основных задач является выделение внутри предмета обязательного минимума знаний, умений, общеучебных навыков, в соответствии со стандартами.

Второй предполагается постановка проблем, задач в пространстве предмета для коллективного творческого овладения учащимися этим минимумом.

Третья задача: на основе анализа образовательных стандартов по ботанике далее производится конструирование занятий, в которых сочетаются возможности различных типов деятельности ребенка (учебной, исследовательской, социальной, практико-ориентированной и т.п.).

Требования стандартной программы обучения ботанике в 6 классе

В школе-лицее №1, где проводился эксперимент, обучение биологии идет на основании программы В.В.Пасечника, В.М.Пакуловой и В.В.Латюшина. В пояснительной записке к программе сказано, что изменение структуры школьного образования повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 6-7 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном развитии, структуре, функционировании, индивидуальном и историческом развитии, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека .

Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, деятельности человека.

Программа по ботанике составляет 68 ч., по 2 ч. в неделю. и состоит из разделов:

Введение (2 ч.). Клеточное строение организмов (5 ч.), Царство Бактерии (3 ч.), Царство Грибы (4 ч.), Царство Растения (8 ч.), Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч.), Жизнь растений (15 ч.). Классификация растений (7 ч.). Природные сообщества (6 ч.). Развитие органического мира (2 ч.). Тема «Жизненные формы растений» изучается по программе в разделе «Природные сообщества». В ходе изучения ботаники программой предусмотрено проведение 4 экскурсий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса:

Учащиеся должны знать:

- строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, в народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить опыты на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Анализ программы позволяет выделить ряд задач, которые могут быть достигнуты в процессе изучения природного объекта в данном исследовании (выделены курсивом).

Страницы: 1 2 3 4

Навигация