Разработка программы обучения ботанике на базе Суриковского ключа

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Разработка программы обучения ботанике на базе Суриковского ключа

Страница 3

За время экскурсии ребята собирают максимальное число видов растений, обращают внимание на морфологические особенности растений, определяют их виды, регистрируют в полевой тетради, делают снимки, заполняют таблицы с описаниями растений, произрастающих на территории “Суриковского ключа”. фикус кинки уход в домашних условиях

Занятие №3. Самостоятельная работа: обработка собранного практического материала. В ходе этого занятия учащиеся в подгруппах производили составление таблицы «Жизненные формы растений»; а также оформляли стенгазету. В ходе занятия учитель делал акцент на связь данной темы с другими разделами биологии (вопросы к учащимся об органах растения; классификации растений, о наблюдениях за животными и явлениями природы во время экскурсии). Учащимся были предложены творческие задания: составить сборник загадок и стихов-загадок о растениях, произрастающих на Суриковском ключе; сделать плакат-задачу, на котором нужно поместить изображения растений Суриковского ключа; составить цветы из ткани. Над стенгазетой работали только учащиеся (в том числе, добывали материал, оформляли и представляли на занятии №4). В содержание стенгазеты была включена созданная учащимися таблица отмеченных на экскурсии жизненных форм: деревья (яблоня, береза, сосна); кустарники (рябина, облепиха, черемуха); травы (клевер луговой. пырей ползучий). Кроме того, в стенгазету была включена информация по экологии растений. Стенгазета была украшена картинками растений, представленных на Суриковском ключе.

В ходе данного занятия были отмечены моменты дискуссии между детьми во время коллективного составления таблицы. Для решения спорных вопросов учащиеся пользовались дополнительной литературой, в т.ч. энциклопедиями и справочниками, обращались к учителю как к консультанту.

Занятие №4. Заключительное занятие. Во время этого занятия возможны формы: публичная защита научных и практических работ, выпуск газеты, постановка спектаклей, выставка работ и т.д. В нашем эксперименте на заключительном занятии проводится «Заседание Суриковского двора»: подводится итог и предлагается обобщить какую роль играет Суриковский ручей в жизни данного биологического сообщества. Производятся показательные выступления учащихся 6 класса, где представлены доклады о видовом разнообразии растений и стенгазета. В этом же заседании участвуют школьники параллельного класса, посещавшие Суриковский ключ, но не принимавшие участия в биологических заданиях.

Общая структура работы по теме

№ п/п

Этап

Содержание

Место проведения

1.

Вводный, организационный

Ознакомление с понятием «Жизненные формы растений» и т.д. Знакомство с ходом работы. Постановка занятия, раскрытие цели, определение ребят по группам соответственно выбранной темы. Повторение методик сбора и гербаризации растений.

Школа

2.

Общая экскурсия «Жизненные формы растений»

Знакомство с видовым многообразием, сбор образцов растений различных жизненных форм для гербария

Тер-ия Суриковского ключа

3.

Камеральная обработка, практическая работа в группах, оформление полученных результатов

Оформление гербария. Составление перечня растений, произрастающих на территории Суриковского ключа, распределение их по жизненным формам, составление схем, графиков, дополнение списка растений, составление фотоальбома

Школа

4.

Конференция

Представление работ

Школа

Продуктом подобной деятельности являются: перечень растений, произрастающих на территории «Суриковского ключа» с эколого-морфологическим описанием, фотоальбом растений и гербарий. Также в ходе работы у ребят развиваются социальные и общеучебные умения и навыки: выполнять совместную работу, приходить к общим выводам, сотрудничать друг с другом, вести наблюдения, составлять описание конкретного объекта, работать с дополнительной литературой, работать с определением растений.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация