Разработка программы обучения ботанике на базе Суриковского ключа

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Разработка программы обучения ботанике на базе Суриковского ключа

Страница 2

Программа занятий по разделу «Жизненные формы растений» на базе объекта Суриковский ключ и ее применение

Согласно требованиям программы, на изучение раздела №1 включающего тему «Жизненные формы растений» по ботанике в 6 классе отводится 4 часа. Разработанная нами программа обучения по этой теме также рассчитана на 4 часа. асплениум уход в домашних условиях

Задачи программы:

Во-первых, целью является знакомство учащихся с видовым разнообразием растений произрастающих на территории Суриковского ключа. Ребята работая с природным объектом помимо биологических образовательных задач выполняли и экологические задачи - очистку от мусора. На данном объекте в процессе коммуникации происходила также социализация детей и их адаптация друг к другу. Таким образом, среди задач нашего эксперимента можно выделить:

1) воспитательные - бережное отношение к природе, трудолюбие;

2) образовательные - научить детей определять жизненные формы растений, ознакомить с новым биологическим понятием - систематика и способами определения растений;

3) развивающие - развитие внимание, памяти.

Биологические задачи определяются целью и решаются через экскурсию, сбор детьми гербария, ознакомление детей с морфологическими методами и практическое наблюдение. Экологические решаются на практике: уборка и облагораживание территории вокруг родника. Социальные: ребята становятся более коммуникабельными, учатся правильно формулировать и отвечать на вопросы, дети становятся более внимательными друг к другу, учатся работать в группе, у них появились конструктивные способы решения проблем, возникающих при личных взаимодействиях, появилась уверенность в своих знаниях, умение применять их на практике.

Как и школьные занятия, природный объект помогает решать общеобразовательные задачи: выделять из теорий главное, умение систематизировать, классифицировать, умение письменно и устно оформлять свои мысли, выступать публично и т.д.

Занятие 1. Перед выходом на экскурсию для учеников проводятся «установочные» уроки, где рассказывается о предстоящей деятельности, даются задания, происходит выбор практических заданий и комплектование творческих групп. Перед тем как ребята определятся с темой, учитель проводит вводное занятие, где говорится о том, что на различных территориях встречаются определенные виды деревьев, кустарников, трав и такое закономерное сочетание растений составляет фитоценоз или растительное сообщество, и о том, что любое растительное сообщество имеет свою структуру.

Занятие проводится в виде беседы с учащимися, в ходе которой происходит систематизация и обобщение научных и «бытовых» знаний учащихся о растительной форме жизни, о высших и низших растениях. В ходе урока ребята рассматривали гербарии, отбирали из общей массы те растения. которые растут на Суриковском ключе.

В качестве заданий для групп учащихся предлагается:

1) Сбор гербария на объекте Суриковский ключ;

2) Определение жизненных форм собранных растений (деревья, кустарники или травы);

3) Определение видов, занесенных в Красную Книгу;

4) Обзор видов деревьев, растущих в Красноярском крае.

5) подсчет плотности (10х10) особей одного из видов (на примере пырея ползучего);

6) зарисовка Суриковского ключа (эскиз-макет);

7) Определение репродуктивных и вегетативных органов растений на данном объекте природы;

8) Определить цветковые растения;

9) Сделать химический анализ воды и почвы.

Наблюдения в ходе занятия показали, что учащиеся плохо соотносят растения гербария и живые растения, поэтому в ход занятия было включено обсуждение отличия гербария от живого растения. Отмечалась недостаточная мотивация к отбору растений, произрастающих на Суриковском ключе.

Занятие №2. Экскурсия.

Во время экскурсии учащиеся выполняют задания в группах: сбор гербария, выполнение практических заданий. На этом этапе ребята повторяют методику сбора и гербаризации растений и наблюдения за живыми растениями, разнообразием их форм образовавшихся под влиянием факторов окружающей среды. Учитель обращает внимание ребят на то, что многие растения луга относятся к семействам, ранее изученным по программе, учащиеся закрепляют знания и навыки описания растений, и их определения.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация