Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Современное образование » Сущность личностно-ориентированного обучения и его отличие от традиционной системы образования » Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Страница 1

Многообразие взглядов на личностно-ориентированное обучение в достаточной степени отражено в современной российской педагогике. Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучение базируется на идеях И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова.

Концепция Г. А. Цукерман. Одной из важнейших задач в обучении, согласно этой концепции, является обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. Учащихся, не умеющих общаться и не способных к сотрудничеству, сложнее обучать, так как предполагается, что в начальной щколе собственная неумелость компенсируется не с помощью книг, а с помощью других людей: учителей, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться ─ это прежде всего умение включаться в учебное сотрудничество.

В качестве основных задач школы Г. А. Цукерман выдвигает следующее:

· Обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников. Ребёнок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. В школе он обречён попасть в разряд «трудных» учеников ─ неуспевающих и недисциплинированных.

· Научить самостоятельно учиться.

· Развить интеллектуальные способности ребёнка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.

· Воспитать навыки общения и сотрудничества.

Учебный процесс, по мнению Г. А. Цукерман, строится на основе сотрудничества учителей с детьми. При этом все нормы школьных взаимоотношений носят общий характер, регулируют не только отношения «ребёнок ─ взрослый», но и отношения «ребёнок ─ ребёнок».

В учебном сотрудничестве ребёнка со взрослым она выделяет три ведущие характеристики:

1. Несимметричность взаимодействия. Ребёнок не имитирует взрослого, а осуществляет поиск недостающих ему знаний. Задача учителя стимулировать и рационализировать детский поиск. Следовательно, при взаимодействии учителя с учеником всегда присутствует некая неповторимость или несимметричность в действиях.

2. Познавательная инициатива ребёнка. Предполагается, что в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему ещё надо или он знает (умеет) не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интересующую его учебную задачу.

3. Обращение с конкретным запросом нового знания. В случае незнания ученик обращается к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности («У меня не получается» или «Я не смогу это сделать»), а с новой задачей. Он анализирует создавшуюся ситуацию, выделяет в ней непонятное ему пятно и ставить себе новую учебную задачу: «Я смогу это сделать, если узнаю то-то». После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками [10; 199-200].

Концепция С. А. Смирнова. В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребёнка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе:

· Отношение к ребёнку как к субъекту любого вида деятельности. Педагог должен полностью признать за ребёнком право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация