Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Современное образование » Сущность личностно-ориентированного обучения и его отличие от традиционной системы образования » Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Страница 3

А.А. Плигин выделил минимальные критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно-ориентированной:

1. задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

2. свобода выбора ребенком различных форм обучения;

3. выбор ребенком предметного содержания различной сложности;

4. оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

5. формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;

6. использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

7. изучение и формирование творческой деятельности;

8. использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания [15].

Свой вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:

· функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);

· функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);

· функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

· функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

· функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);

· функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);

· функции ориентации (построение личностной картины мира);

· функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;

· функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);

· функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Основой личностно-ориентированного обучения, как считает В.В.Сериков, является учебная ситуация или «личностно-ориентированная педагогическая ситуация», которая является центральным понятием в концепции данного автора. Ситуация в его понимании – это «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации. Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида» [18; 89]. По данным его исследования, конструирование учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий:

· задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;

· учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;

· игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

Таким образом, любая педагогическая технология, по мнению В.В.Серикова, может стать личностно-ориентированной, если она содержит базовый комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части учебного процесса. В этой ситуации не происходит подмены образовательного процесса узковоспитательным содержанием, однако мир человеческого опыта раскрывается иной своей стороной – личностно-смысловой, когда усваивается как личная ценность путем обращения не только к памяти, но и глубинам сознания. Поиск технологий создания личностно ориентированной ситуации на материале разных предметов, сфер жизнедеятельности и возрастных периодов развития личности, по мнению В.В.Серикова, – одна из наиболее перспективных областей педагогического исследования [18].

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация