Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Современное образование » Сущность личностно-ориентированного обучения и его отличие от традиционной системы образования » Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Страница 4

Заслуживает интереса и теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей» [22; 9-10].

Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.

С другой стороны, выявлены индивидуальные особенности ребенка (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.), степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

На этих основаниях для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной имеет индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

И.С. Якиманская [23; 23] полагает, что построение и реализация личностно ориентированного образовательного процесса на деле обеспечивающего условия для индивидуального самовыражения обучающегося, позволяет сформировать у каждого ряд ключевых компетенций:

· самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

· принимать самостоятельные и ответственные решения;

· планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;

· принимать ответственность за себя и свое окружение;

· строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики [16].

Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценных форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:

· Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);

· Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);

· Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация