Разработка коррекционной программы для детей с ОНР

Страница 7

Инструкция: «Скажи, что я сделала».

Экспериментатор производит действия, а ребенок должен их назвать.

Достала ручку из пенала, положила ручку на стол, взяла ручку со стола, положила ручку под стол, вытащила ручку из-под стола.

г) Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».

Голубой круг, голубое платье, голубая лента, голубые шары.

д) Умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи:

а) Кто что делал утром?

б) Что делали вчера .?»

а) Кошка, кот, котята (спать),

б) Море, река, ручьи (шуметь).

е) Умение образовывать форму существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция 1: «Один − дом, а если их много, то это − .»

Инструкция 2: «Один − дом, а много … чего?»

Слова для предъявления:

стол, апельсин, бабочка, белка, платье, палец, лицо.

ж) Умение согласовывать существительное с числительным.

Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».

1 дом, 2 дома, 5 домов; 1 книга, 2 книги, 5 книг; 1 окно, 2 окна, 5 окон.

2. Словообразование.

а) Образование названий профессий женского рода.

Инструкция: «Ткач − мужчина, а как назвать женщину?»

Слова для предъявления:

Повар, портной, учитель, продавец, воспитатель.

б) Образование слов −названий детенышей.

Инструкция: «У кошки − котенок, а у .»

Коза, волк, утка, лев, лиса, белка, корова, овца.

в) Образование относительных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Сумка сделана из кожи, значит, она … какая?»

Стол из дерева, шляпка из соломы, бутылка из стекла, лист дуба, горка изо льда, шишка ели.

г) Образование притяжательных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Лапа собаки − это чья лапа?»

Усы кошки, грива льва, хвост лисы, уши зайца, голова белки, лапа медведя.

д) Образование качественных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Человек ленится, значит, он … какой?»

(Тяжесть) сумка, (зелень) трава, (красота) платье, (высь) гора, (добро) человек, (сила) спортсмен, (молодость) береза, (ум) ребенок.

е) Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: «Назови предметы ласково».

Мяч, лоб, щеки, брови, кресло, одеяло, диван, воробей, лиса, красивый, хороший, прекрасный.

ж) Образование глаголов при помощи приставок.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик».

Входит в дом, выходит из дома, подходит к дому, отходит от дома, обходит вокруг дома, переходит через дорогу.

4. Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ состава предложения.

а) Умение определять последовательность и количество слов в предложении.

Инструкция: «Назови слова по порядку и сосчитай, сколько слов в предложении».

День был теплый.

Над водой летали чайки.

Зимой в поле уныло воет ветер.

По морю плывет большой корабль.

б) Умение составлять предложений из слов.

Инструкция: «Я назову слова, а ты составь из них предложение».

− мальчик, рисовать, корабль

− Саша, дать, собака, большая, кость

− девочка, читать, книжка

− Петя, купить, шар, красный, мама

− сидеть, птичка, на, ветка

Оценка выполнения:

2. Слоговой анализ и синтез.

а) Умение выделять слог на фоне целого слова.

Инструкция: «Если услышишь в слове слог . , хлопни в ладоши».

СИ: осина, коса, сено, сито;

БА: белка, собака, палка, забор, башня, кабан.

б) Умение определять количество слогов в слове.

Инструкция: «Сосчитай, сколько слогов в слове».

Банка, картина, яблоко, очки, тракторист, аистенок, страх.

в) Умение составлять слова из слогов.

Инструкция: «Составь слова из слогов».

− [руч], [ка]

− [ран], [даш], [къ]

− [вал], [чи], [ца]

− [въ], [скъ], [да], [ра]

− [куз], [н’э], [чи], [к’и]

Оценка выполнения:

3. Фонематический анализ и синтез.

а) Выделение звука на фоне слова.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук . в слове».

− [ м ] − дерево, мыло, рак, дом, кошка, лампа.

− [ п ] − корень, палка, лампа, салат, тюльпан, карандаш, сапог.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация