Разработка коррекционной программы для детей с ОНР

Страница 8

б) Определение местоположения звука в слове

Инструкция 1: «Назови первый звук в слове».

Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный.

Инструкция 2: «Скажи, где находится звук в слове (в начале, середине, конце).

− [ к ] − корова,

− [ л’ ] − солить,

− [ р ] − забор,

− [ с ] − коляска,

− [ ш ] − шубка.

Инструкция 3: «Назови последний звук в слове»

Мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер.

в) Определение последовательности звуков в слове.

Инструкция: «Назови последовательно звуки в словах».

Кот, рыба, вилка [в’илка], стихи [ст’их’и].

г) Определение количества звуков в слове.

Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове».

Дым, каша, шапка, крышка, овцы, коробка, диктант.

д) Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

Инструкция: «Назови «соседей» звука [ ш ]».

Кашка, ушки, малыши, ошибка.

е) Составление слов из звуков.

Инструкция: «Послушай звуки и составь из них слово».

Логопед последовательно произносит звуки слов: сок, море, веник, книга, алфавит.

5. Исследование фонематического восприятия

Методика позволяет исследовать состояние фонематического восприятия (дифференциации фонем), т.е. различать звуки по бинарным позициям: глухости − звонкости, мягкости − твердости, свистящие − шипящие, среди сонорных.

Инструкция: «Покажи картинку с названным изображением».

Материалом исследования служат картинки слов-паронимов, которые предъявляются парами:

По твердости – мягкости:

галка – галька, мышка – мишка, банка – банька, пальцы – пяльцы, мел − мель

По глухости – звонкости:

бочка – почка, тачка – дачка, горка – корка, сова – софа, коза – коса.

Свистящие – шипящие:

крыша – крыса, розы – рожи, свет – цвет, кочка – кошка, чаша – чаща, цель – щель.

Сонорные:

ложки – рожки, йод – лед, майка – марка, Марина – малина.

6. Исследование произвольности действий (методика «Узоры»)

Методика позволяет исследовать произвольность действий ребенка, развитость внимания, а также состояние сукцессивной функции.

Материалы: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Ребенку предлагается продолжить узор, нарисованный экспериментатором в начале листа. Проводится с детьми индивидуально (с одним или в группе от 3 до 5 человек). Предлагается 5 узоров с нарастающей сложностью и количеством элементов от 2 до 5. Ребенок должен повторить узор не менее 3 раз.

Приложение 3

Содержание программы.

Первый год обучения (90 часов).

I этап. Развитие фонетико-фонематической стороны речи

1 период. Формирование фонематических процессов (90 часов)

Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений) (20 часов). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко-слогового состав слова (12 часов). Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв) (58 часов). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).

Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

Постановка дефектно произносимых звуков. Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.

Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация