Методика экспериментального исследования

Страница 1

Целью данного исследования было проведение опытно-экпериментальной проверки организации мониторинга учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе.

На констатирующем этапе исследования приняли участие 37 учителей биологии Манского района и 39 учащихся 7-9 классов. В обучающем этапе исследования принимали участие 20 учащихся 6 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Степно-Баджейская основная общеобразовательная школа».

Для решения выявленных в ходе исследования проблем была разработана система диагностики учебных достижений по биологии в 6 классе (таблица 8).

Таблица 8. Диагностика учебных достижений учащихся 6 класса

Виды диагностики

Краткая характеристика

Средства диагностики

Входная

Диагностика исходного уровня качества биологических знаний. Определение знаний. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом

Тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся

Тематическая

Проверка прочности усвоения полученных знаний по определенной теме школьного курса за 6 класс.

Охватывает значительные по объему темы курса.

Выявление: усвоения знаний темы целиком; системности знаний темы; объема, глубины и качества восприятия учебного материала; степени ответственности учащихся и их отношения к работе, причин, мешающих работе; стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании; текущее наблюдение за работой каждого учащегося.

Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения.

Тесты:

с выбором одного ответа;

терминологические с одним ответом;

с выбором 3-х ответов;

на соответствие и на установление последовательности;

повышенной сложности для самоконтроля;

Задания:

на нахождение ошибок в тексте;

с использованием текста;

требующие развернутого письменного ответа

Тексты с пропущенными словами в предложениях и др.

Итоговая

Выявление качества усвоения содержания материала за 6 класс. Оценка качества подготовки по разделу «Общая биология» в соответствии с требованиями стандарта.

Тестовые задания по биологии, определяющие уровень учебных достижений учащихся за 6 класс

Проверка учебных достижений учащихся - важный этап в процессе обучения, а также непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Так, Н. М. Мухамеджанова рассматривает учебные достижения по предмету как степень овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых может осуществляться на разных этапах обучения.

В нашей работе мы будем проводить мониторинг за знаниями учащихся, их умениями, а так же проверим уровень мотивации к изучению предмета биологии.

А учебные умения подразделяются на специальные и общеучебные.

Через беседы и анкетирование учителей мы выяснили, что одним из распространённых общеучебных умений является – работа с рабочей тетрадью учащихся, но приём и форм работы с ней практически нет. Это и послужило основанием для выбора в нашем педагогическом эксперименте мониторинга работы с рабочей тетрадью учащихся.

На основе анализа научной литературе (см. глава 1) нами была составлена следующая диагностическая программа:

1. Анкета для учащихся.

2. Анкета для учителя.

Беседа с заслуженным учителем.

Тест на изучение учебной мотивации. (Автор М.Р. Гинзбург). [10, с. 32].

Тестовые задания по биологии, для входной диагностики (Автор С. Н. Березин). [4, с. 6].

Контрольная работа по теме «Клеточное строение растений» (Автор П.И. Липатов). [19, с. 59].

Контрольная работа по теме «Цветок. Опыление». (Автор П.И. Липатов). [19, с. 64].

Тестовые задания по биологии для итоговой диагностики. (Автор С. Н. Березин). [4, с. 50].

Работа с тетрадью учащихся по биологии в 6 классе.

Анкетирование учителей и учащихся

Для анкетирования учителей и учащихся по проблеме мониторинга учебных достижений учащихся были разработаны анкеты открытого типа (см. Приложение 1)

Беседы с учителями по проблеме мониторинга учебных достижений учащихся проводилась по вопросам, представленным в анкете для учителей (см. Приложение 1). В беседе приняли участие 7 учителей г. Красноярска и Манского района Красноярского края.

Тест на изучение учебной мотивации.

(Автор теста М.Р. Гинзбург).

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация