Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов

Страница 2

Изучение явлений неживой природы ведется на протяжении всех 4 классов в рамках тем: «Сезонные явления», «Явления природы», «Вода в природе», «Погода».

3. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина.

Этот курс в наибольшей степени сохраняет традиции прежнего природоведения. Он разработан на классических дидактических принципах начального естествознания и географии: принцип сезонности, краеведческий принцип – и имеет четко выраженную практическую направленность.

Основу содержания курса «Природа и люди» составляют естественнонаучные методы. Ведущими методами являются непосредственные наблюдения предметов и явлений в природе, выполнение простейшего учебного эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов. Видное место занимают экскурсии и учебные прогулки, практические работы, уроки на учебно-опытном участке, географической площадке. Более разнообразны, чем в других курсах, внеурочные формы. Это самостоятельные наблюдения детей, опыты и практические работы в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, дома, фиксация результатов наблюдений (17).

Явления неживой природы изучаются на протяжении всего курса «Окружающий мир» в рамках содержательной линии «Природа и экология». Причем ознакомление с природой, ее изменениями, осознание взаимосвязей и взаимозависимостей идет, начиная с природы региона, заканчивая природой России. Изучение сезонных изменений в природе строится на материалах непосредственных наблюдений.

4. «Мир и человек», авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.

Главной задачей данного курса является формирование элементарной целостной научной картины мира. Единственный способ достижения этой задачи авторы видят в том, чтобы помогать детям осмысливать свой опыт. Основной способ получения знаний при этом – деятельностный подход.

В построении учебников использован традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса, что позволяет соединить интересующее учащихся широкое содержание с обязательной для изучения системой знаний. Содержание построено по концентрическому принципу, при котором весь окружающий мир рассматривается в каждом классе, но с разной точки зрения (8).

Изучение явлений неживой природы идет в основном в 1 и 2 классе. В 1 классе учащиеся знакомятся с такими явлениями, как ветер, гроза, дождь, погода, снег. Во 2 классе даются данным явлениям даются определения, раскрываются причины их возникновения; происходит знакомство с новыми понятиями: молния, извержение вулканов, землетрясение, полярное сияние, облака, климат.

5. «Окружающий мир», авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, УМК «Гармония».

Основными целями образовательного процесса являются: создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.

Особенностями курса являются следующие:

При решении задач обучения, воспитания и развития акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальных и эмоциональных сфер учащихся, их творческих способностей;

Для ознакомления учеников с методами познания окружающего мира служит предусмотренное в курсе большое количество практических работ, в том числе: проведение фенологических наблюдений и физических опытов, освоение простейших приборов и методов измерений и т.д.

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.).

Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация