Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов

Страница 3

Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока.

Формы организации учебного процесса разнообразны: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы).

В течение первых двух лет обучения ученики приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами (40).

Явления неживой природы начинают изучаться во 2 классе, в разделе «Разнообразие и красота неживой природы», тема «Разнообразие облаков» (1 час). Рассматриваются такие вопросы, как разнообразие формы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые); осадки: дождь, снег, град; правила безопасного поведения во время грозы.

В 3 классе полученные в 1 и 2 классах знания о многообразии объектов окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях изменений в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Явления неживой природы изучаются в разделах «Разнообразие изменений в окружающем мире» (8 часов), «Свойства воздуха, воды, почвы» (3 часа), «Осенние изменения в природе и жизни человека» (1 час), «Зимние изменения в природе и жизни человека» (2 часа), «Весенние изменения в природе и жизни человека» (1 час)

В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы.

Проанализировав представленные здесь программы по естествознанию, можно сделать следующие выводы: объем материала по теме «Явления неживой природы» в разных комплектах существенно отличается, как и отличаются подходы к ее изучению. Однако в каждой из проанализированных программ содержится обязательный минимум, предусмотренный требованиями государственного стандарта (45).

Говоря о потенциале использования средств ИКТ, можно отметить, что, поскольку в государственном стандарте начального общего образования этого не прописано, то и в программах реализация данных средств не предполагается. Однако преподавание целого ряда тем по предмету «Окружающий мир» возможно с использованием информационных компьютерных технологий, в частности, тем, связанных с формированием знаний о явлениях неживой природы.

Каждая из рассмотренных программ предполагает использование в учебном процессе различных форм, методов и средств обучения. Возможности же использования средств ИКТ при их реализации были рассмотрены нами в предыдущем параграфе.

Выводы по Главе 1

Формирование естественнонаучных знаний у младших школьников способствует развитию интеллектуальных и нравственных качеств личности. Кроме того, необходимость их формирования обусловлена современными экологическими проблемами, социальными и экономическими потребностями человечества, необходимостью передачи информации из поколения в поколение. Введение ознакомления младших школьников с природой диктуется также необходимостью пропедевтики систематического естественнонаучного образования.

Природные явления рассматриваются как особая группа знаний о природе. Изучение природных явлений способствует раскрытию причинно-следственных связей, развивает логическое мышление школьников, наблюдательность.

Логика формирования естественнонаучных знаний ведется от восприятий и представлений к понятиям и закономерностям. Овладение понятиями связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, выполнением целого ряда мыслительных операций. При изучении природных и природно-антропогенных явлений применяется сравнительный метод, благодаря чему дети осознают взаимосвязь различных компонентов природы.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация