Инновация как междисциплинарная категория

Страница 3

Таким образом, инновации являются неотъемлемой частью современного этапа развития обществ, которые вступили на постиндустриальный и информационный этап развития, и необходимо всестороннее осмысление места и роли инноваций в нем.

Позитивная роль инноваций как неотъемлемой части человеческой культуры проявляется в том, что инновация, выступая способом общественного прогресса, обеспечивает развитие за счет обновления и творчества, позволяет приспособиться к изменению условий, решить существующие проблемы новыми более эффективными способами. Кроме того, инновации выступают основным способом и средством функционирования и адаптации человека в высокотехнологичном информационном постиндустриальном обществе. Положительные проявления инноваций описаны философами рационалистами (неорационалистами), которые видят в разуме, логике, технологии, инновации выход из современного эколого-антропологического кризиса. По их мнению, инновации во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании, способны разрешить самые серьезные проблемы современности (Г. П. Щедровицкий) [216]. Наука, инновационное развитие общества оказывается высшей ценностью, доминантой всех сфер человеческой жизни. Только благодаря науке, по их мнению, жизнь может стать организованной, управляемой и успешной.

Значительно ограничивают предел возможностей инноваций, в том числе в области образования, придерживаются в настоящее время ряд таких исследователей как Абдеев Р. Ф. Киселев Г. С., Кутырев В. А., Прохоров М. М. и др. [2, 84, 103, 163].

Негативное проявление инноваций связано с тем, что возникновение инноваций не всегда обусловлено потребностью в них. Само по себе новое решение проблемы не гарантирует результативности и эффективности этого решения и не всегда характеризует развитие. Это приводит к тому, что инновация заменяет традицию, но не решает существующей проблемы; результат внедрения инновации может содержать побочные негативные последствия. Ускорение создания и внедрения инноваций, которые не успевают пройти весь жизненный цикл и стать традицией, реализовав свой полезный потенциал, обуславливает необходимость постоянной адаптации человека к ним, что приведет, по мнению этих авторов, к «сужению культурного развития человека до технологического, до его превращения в бездушное роботообразное существо». Это угроза распространения в обществе профессионально компетентных, но бездуховных индивидов. Технический прогресс без должного внимания к базовым социальным ценностям приведет к деградации духовности человека.

Кроме того, М. М. Прохоров указывает на то, что многие инновации, возникающие в современном информационном обществе и распространяемые путем тиражирования, не несут подлинного, индивидуального начала творчества, отсылающего к глубокой сути человека. Такие инновации увеличивают социальную энтропию в обществе, уничтожают процесс восхождения от низшего к высшему, сам процесс развития и, тем самым разрушают онтологические основания бытия [162].

В связи с этим сейчас перед человечеством стоит задача «на устойчивость»: развиваться так, чтобы оставаться для себя целью. Возможности устойчивого непротиворечивого развития общества в гармонии человека с самими собой и окружающей средой некоторые авторы связывают с коэволюцией (Прохоров М. М., Моисеев Н. Н. и др.) [163, 132]. Под коэволюцией понимается возможный этап истории человека, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными с помощью инновационных разработок обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества [132, с. 22]. Этот тип устойчивого развития должен опираться на опережающее развитие качества человека и качества общественного интеллекта над развитием обслуживающей человека технологии.

Вышесказанное приводит к необходимости выделения ограничений и требований к инновациям во всех сферах жизнедеятельности человека: ориентации на духовные и материальные потребности людей, отсутствие вредных последствий от внедрения инноваций, высокая результативность и эффективность, адекватность существующим условиям. Признание необходимости ограничений инновационных разработок в области образования и попытки очертить контуры таких ограничений делаются современными исследователями в рамках таких направлений как этика образования (Субетто А. И.), экология образования (Кутырев В. А.) [185, 103]. В частности, в основу этики педагогических инноваций А. И. Субетто кладет принцип «Не навреди!».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация