Инновация как междисциплинарная категория

Страница 5

Социальная сущность инноваций проявляется в обеспечении удовлетворения социальных потребностей людей (потребности в самореализации, достижении определенного социального статуса, духовно-нравственном и культурном развитии, общении, содержательной и творческой деятельности и др.). Инновации не только возникают как более качественные и эффективные способы удовлетворения социальных потребностей людей, но и приводят к развитию потребностной сферы человека. Востребованность инноваций как одна из её существенных характеристик определяется степенью удовлетворения социальных потребностей человека (Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, Б. В Сазонов) [107].

Педагогический аспект инноваций проявляется в возможности удовлетворения личностных, образовательных, профессиональных потребностей людей (профессиональной подготовке, овладении общей и профессиональной культурой, адаптации в профессиональной среде, развитии профессионально-важных качеств личности, личностно-профессиональном развитии и творчестве и др.) при помощи разнообразных новшеств в области профессионального образования, воспитания, производства (Б. С. Гершунский, М. В. Кларин, Н. Р. Юсуфбекова) [46, 85, 220] Педагогические инновации обеспечивают более качественную и эффективную адаптацию и реализацию способностей и потенциала человека во всех сферах его жизнедеятельности – общественной, профессиональной, профессиональной, культурной, бытовой и т.д., формируют условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития личности будущего специалиста.

В настоящее время слово «инновация» также прочно вошло в лингвистику, этнографию, юриспруденцию, естествознание и другие науки. В современной семантике инновация означает «новое, более позднее явление в языке» [143, с. 823]., в праве – «соглашение сторон о замене одного заключенного обязательства другим» [28, с. 318].

Рассматривая сущность инноваций, необходимо отметить, что ключевым понятием, лежащим в основе инновации, является понятие новизны, которое наиболее часто выражается через новшество и нововведение.

Словарь С. И. Ожегова даёт такое объяснение: «Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». [143, с. 512]. Уже из этого определения видна неоднозначность понятия и, по меньшей мере, два вида нового: впервые созданное новое и «старое» новое, взятое из прошлого.

Неоднозначность понятия новизны особенно проявляется по отношению к социальным системам в противовес системам техническим. Характеризуя новое в социальных системах, в том числе педагогических, необходимо отметить, что они отличаются значительной сложностью. Педагогика, как и все гуманитарные науки, развивает идеи из числа вечных. Инновация в историко-педагогическом аспекте раскрывается как закономерный «вид педагогической деятельности», пришедший на смену ранее сложившейся и благодаря «глубокой традиции» в отечественной педагогике [78, с. 34]. Основной целью педагогики, начиная со времен Античности, основной идеальной целью было всестороннее развитие человека, несмотря на то, каждая эпоха в понятие «всестороннее развитие» вкладывала собственное содержание. Данная цель конкретизировалась в разных педагогических системах, и педагогическая наука, по сути, всю историю своего существования искала пути, способы и методы достижения данной цели. Поэтому педагогика в плане воспитания человека и развития его как личности вряд ли способна найти абсолютно новую, качественно отличную от всего предшествующего опыта цель.

Однако накопленный опыт развивал теорию и практику обучения и воспитания, появлялись новые приемы, методы, формы обучения и воспитания, то есть развивался концептуальный, методологический, технологический аспект педагогики. Эти новшества и нововведения, опираясь на накопленный опыт, обеспечивали положительный результат применения новой идеи на практике в конкретных исторических, социальных, политических и прочих условиях. Педагогическая инновация представляет собой, прежде всего, практико-ориентированное явление, позволяющее реализовывать на практике качественно новые, эффективные новшества в условиях ориентации на идеальные и довольно редко кардинально меняющиеся цели образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация