Инновация как междисциплинарная категория

Страница 8

Овал: Целостность

Рис. 1 Обобщенная инновационная система и её характеристики

Рассмотрение инновации как системы позволяет говорить о таких её свойствах как наличие целостности, определенной структуры, элементов и связей, а также состоянии в конкретный момент времени, которое связано с жизненным циклом инновации. В качестве обязательного элемента сложной инновационной системы будет выступать также инновационный потенциал, который служит основой для реализации инновации на практике.

Системность инноваций проявляется в том, что простая сумма многих компонентов недостаточна для осуществления инновационного изменения в системе без структурных связей и закономерностей, характеризующих инновационный процесс в целом. Любая инновация как система является подсистемой более высокого порядка, поэтому возникает и развивается в соответствии с закономерностями данной системы. Для педагогической системы такой надсистемой выступает система образования. Возникновение педагогических инноваций носит поэтому закономерный, необходимый характер, определяемый устойчивой совокупностью внешних условий их возникновения, то есть закономерностями развития всей системы образования. Инновационные процессы, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств, в силу своего единства способны значительно влиять на процессы обновления системы образования в целом.

Возникновение и развитие инновационного процесса выражается в смене состояний жизненного цикла. М.И.Лапин, А.И Пригожин, Б.В. Сазонов, B.C. Толстой [107] выделяют следующие этапы инновационного процесса:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; этап открытия как результат фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Этап изобретения, т.е. воплощения идеи в конкретный объект.

3. Этап практического применения новшества, его доработки и оценки эффективности. Если новшество дает ожидаемый результат, то процесс нововведения продолжается.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. На этой стадии оно может быть заменено более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, замена его новым.

Аналогичную линейную смену этапов представляет М.С. Бургин, М.М. Поташник, А. И. Пригожин и др. [32, 78, 157]. В разделении инновационных процессов на этапы исследователи проявляют единодушие, равно как и в том, что конкретный инновационный процесс может и не проходить все этапы, какие-то проходят одновременно (например, изучение и оценка проходят одновременно, а доработка осуществляется уже в процессе внедрения). Этапы могут иметь различную продолжительность, что зависит от многих обстоятельств. Так, социально-экономические, общественно-политические условия, являясь неблагоприятными для какой-то прогрессивной идеи, могут надолго затормозить ее внедрение. Периоды быстрого внедрения могут чередоваться с застоем. Этап господства может продолжаться неограниченное время (многие изобретения человечество использует с древности, и замены им пока нет). Заключительный этап может смениться возрождением новшества в новом качестве или в новых условиях. При нарушении последовательности этапов, выпадении некоторых из общей структуры, появляются новые связи, иногда непредвиденные, отрицательные результаты (отсутствие доработки и оценки приводит к тому, что в практику внедряются учебные программы, методики, содержащие множество недоделок). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода от одной стадии к другой. Поэтому нужно помнить, что без качественной организации работы на каждом этапе, наличие всех этапов не является гарантией того, что нововведение будет эффективным.

Целостное осмысление любой инновации как системы требует раскрытия ведущих закономерностей их развития. Рассматривая в соответствии с целями исследования педагогическую систему, обозначим следующие закономерности функционирования, выделенные Н. Р. Юсуфбековой:

- закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды,

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Навигация