Динамика развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Динамика развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста

Страница 2

В общеобразовательной школе среди предметов художественно-эстетического цикла одним из наиболее важных, оказывающих влияние на формирование внутренней культуры школьника, является урок "музыка". Именно здесь происходит познание музыки как живого искусства в тесной взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; формируется активный "золотой фонд" музыкальной культуры каждого школьника. У ребенка уже с начальной школы появляется возможность начать свой собственный путь вхождения в музыкальное искусство. Но все это возможно лишь при опоре на активное, творчески - личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроке в разнообразных видах деятельности. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской [13, c.23].

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции.

Использование такого методического приема на уроках музыки как импровизация способствует развитию музыкально - творческих способностей школьников. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б.В. Асафьев, который писал: "… человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других! Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации" [3, c.24]. Нельзя не согласится с автором, который подчеркивал, что "суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально - творческий инстинкт" [3, c.24].

В ходе нашего исследования нами была выдвинута гипотеза, что использование импровизации на уроках музыки в начальных классах будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

В процессе изучения проблемы исследования нами были решены поставленные задачи:

Конкретизированы понятия "творчество", "музыкальное творчество", "импровизация".

Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие способности), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.

Разработана технология развития музыкальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста, которая включала в себя II этапа.

I этап: развивающий - направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных и творческих способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

II этап: репродуктивно - творческий - носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

4. На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития школьников посредством приемов музыкальной импровизации, которая может быть использована в дошкольных учреждениях, музыкальных и образовательных школах, гимназиях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития школьников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация