Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей подготовительной группы

Современное образование » Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы » Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей подготовительной группы

Страница 2

Для работы с тестами Тулуз-Пьерона, Равена и Бендер в подготовительной группе можно проводить в любое время, так как там отсутствует утомляющая детей систематическая интеллектуальная деятельность, характерная для школьных уроков. Рисуночные тесты проводятся в любое время. Время проведения и процедура диагностики при работе с дошкольниками более вариативно, обычно они согласуются с внутренним распорядком детского сада.

2) Индивидуальная диагностика

Тестирование проводится в отдельном кабинете, психолог вызывает детей по очереди. Индивидуальное обследование занимает 10–20 минут (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка). В процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка. В ходе тестирования нельзя поправлять ребенка, просить его подумать еще раз, указывать на ошибки или требовать пояснений. Если ребенок ответил неверно, нужно просто перейти к следующему заданию со словами; «А теперь…» Разговаривать нужно спокойно и доброжелательно. Не следует торопить ребенка с ответом, если он задумался, следует, молча ждать. Если ребенок признается, что не может найти ответ, нужно сказать ему, что ничего страшного в этом нет, и предложить перейти к следующему заданию.

Инструкции к индивидуальным заданиям абсолютно одинаковы для всех детей. Точно воспроизводятся предложенные варианты инструкций (Приложение Б). По результатам многократного тестирования именно такие формулировки представляются оптимальными.

Порядок предъявления тестовых заданий:

Кратковременная речевая память.

Кратковременная зрительная память.

Интуитивный речевой анализ-синтез.

Речевые антонимы

Речевые классификации

Речевые аналогии.

7. Произвольное владение речью:

а) исправление семантически неверных фраз;

б) восстановление предложений;

в) завершение предложений.

Интуитивный визуальный анализ-синтез.

Визуальные классификации

Визуальные аналогии.

Абстрактное мышление.

Тест Тэммл-Дорки-Амен,

Цветовой тест Люшера.

Стимульный материал, необходимый для индивидуального проведения заданий с 1 по 11, находится в большой прозрачной кассе (См. Приложение В). Стимульный материал к тесту Тэммл-Дорки-Амен лежит в двух прозрачных кассах меньшего размера, так как имеет два варианта – для мальчиков и для девочек. Цветовые карточки к тесту Люшера хранятся в специальном футляре.

Порядок предъявления заданий не меняется так как, выполняя задания в данной последовательности, дети не утомляются и работают с удовольствием. Если во время группового тестирования ребенок успел выполнить тест Тэммл-Дорки-Амен и тест Люшера, повторно в ходе индивидуального обследования их делать не надо. Все ответы ребенка фиксируются в Бланке ответов.

Результаты обработки отражаются на Бланке фиксации результатов в специальной таблице под заголовком «Психологическая характеристика». В этой таблице перечислены все замеряемые показатели, характеризующие готовность ребенка к школе.

По итогам обработки результатов напротив каждого показателя в соответствующей колонке ставится крестик. Колонка отражает уровень развития соответствующего психологического качества. На основе статистического анализа результатов диагностики готовности детей к школе, а также последующих лонгитюдных исследований их обучаемости и выделено пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого, среднего, хорошего и высокого развития.

Уровень развития перечисленных в таблице психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными.

Зона I – Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания.

Зона II – Слабый уровень, или субнорма. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку.

Зона III – Средний уровень, или норма. Минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе.

Зона IV – Хороший уровень. Позволяет детям самостоятельно успешно учиться в школе, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по программе Л.В. Занкова.

Зона V – Высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка.

Проведем анализ результатов диагностики отдельно по каждому тесту, входящему в блок.

Таблица 1 – Сравнительная таблица результатов обследования скорости переработки информации и внимательности тестом Тулуз-Пьерона

Пол

скорость переработки информации

внимательность

1

Мальчик

средний

хороший

2

Девочка

слабый

слабый

3

Мальчик

хороший

средний

4

Девочка

средний

слабый

5

Мальчик

средний

слабый

6

Мальчик

средний

средний

7

Мальчик

средний

хороший

8

Девочка

хороший

средний

9

Девочка

средний

средний

10

Девочка

высокий

средний

11

Мальчик

слабый

средний

12

Девочка

средний

слабый

13

Девочка

хороший

хороший

14

Мальчик

хороший

средний

15

Мальчик

средний

слабый

16

Девочка

высокий

средний

17

Девочка

средний

высокий

18

Девочка

слабый

высокий

19

Мальчик

средний

средний

20

Мальчик

слабый

хороший

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация