Характеристика формирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Страница 2

В рамках данного проекта эта работа была построена по-другому. Дети были разделены на 4 группы: 3 группы – научные сотрудники, 1 группа – эксперты.

Группа №1- вела наблюдения за изменением температуры воздуха. Группа №2 - за направлением и силой ветра. Группа №3 - за облачностью и осадками. Группа №4 - наблюдала за работой всех групп, разрабатывала задания и вопросы группам, работала с народным календарем, составляла прогнозы погоды (по народному календарю и по наблюдениям товарищей).

Каждый день группы вели наблюдения за своей характеристикой погоды и записывали результаты в листок наблюдений. Через 3 недели был проведен урок-конференция, где каждая группа детей рассказала, как проводились измерения погоды, представила свои результаты наблюдений (графики, таблицы, прогнозы).

Кроме наблюдений в ходе формирующего эксперимента также широко использовались опыты, позволяющие смоделировать некоторые природные явления, выявить причины их возникновения и определить их характеристики. Для объяснения результатов, полученных в ходе проведения опытов, учащимся было предложено пользоваться различными источниками информации, включая электронные пособия, установленные на компьютерах.

Из наглядных методов обучения использовались: метод демонстрации изображений (статичных и динамических) природных явлений и метод демонстрации опытов. Ценность данных методов заключается в том, что они позволяют учителю познакомить детей с такими явлениями, изучение которых в естественных условиях зачастую затруднено или даже невозможно.

Остановимся подробнее на средствах обучения, задействованных в нашей работе. По результатам исследований, проведенных на констатирующем этапе эксперимента, детей привлекает использование технических средств обучения, в т.ч. компьютера, на уроках естествознания. Использование технических средств обучения имеет большое значение для реализации наглядного и словесного методов обучения, способствует повышению уровня познавательного интереса и уровня знаний учащихся. Поэтому при проведении формирующего эксперимента использовались такие технические средства обучения, как компьютер, мультимедийный проектор. Кроме того, на занятиях применялся широкий спектр программных средств, как уже готовых, так и разработанных нами для реализации данной опытно-экспериментальной работы, и различных статичных и динамических изображений.

Необходимым условием успеха обучения является сочетание современных образовательных информационных технологий и традиционных методов обучения, постепенность внедрения новых методик. Поэтому при разработке комплекса занятий с использованием информационных компьютерных технологий нами были учтены как санитарно-гигиенические, так и методические требования, предъявляемые к процессу обучения.

При создании данного комплекса использовались интегрированные средства Microsoft Office, электронные справочники, программные средства учебного назначения, графические объекты создавались с помощью программных средств Adobe Photoshop и CorelDraw. Компьютерная поддержка уроков была разработана в учебно-развивающей среде ЛогоМиры.

В разработке были реализованы следующие методические аспекты:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- осуществление контроля с обратной связью, оценкой результатов учебной деятельности;

- систематичность, последовательность и наглядность учебной информации;

- усиление мотивации обучения;

- развитие наглядно-образного мышления;

- формирование информационной культуры учащихся.

Описание проведенных занятий.

Занятие 1. Вводная экскурсия по теме «Погода. Наблюдение явлений в природе».

Тип экскурсии: комбинированный.

Цель экскурсии: показать практическую значимость изучаемой темы и на этой основе способствовать развитию познавательного интереса у учащихся; познакомить учащихся с устройством географической площадки, со способами наблюдения за погодой при помощи установленных там метеоприборов; продолжить формирование навыков и умений по наблюдению за погодой, по фиксации и обработке наблюдений, по ориентации на местности.

Материал, представленный на экскурсии, изучался по опережающему принципу и в дальнейшем использовался во время уроков по теме «Явления неживой природы».

Экскурсия состояла из двух частей. В первой части использовался словесный метод – объяснение. Детям были показаны приборы, установленные на площадке, и объяснено, для чего они служат и как ими пользоваться. Затем каждая группа учащихся (разбивка на группы и выдача заданий происходила на подготовительном этапе) приступила к выполнению заданий и фиксации результатов на карточках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация