Характеристика формирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Страница 3

Поскольку в день проведения экскурсии на улице было тепло, подведение итогов занятия было организовано здесь же – на географической площадке.

Занятие 2. Урок «Природные явления и погода».

Основные задачи: познакомить детей с понятиями «природные явления», «погода»; продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой, развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки; воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Занятие проходило в мультимедийном классе. При изучении нового материала использовался слайд-фильм, при помощи которого учащимися была составлена схема «Природные явления». В ходе урока дети учились определять состояние погоды по внешним признакам. Ребята предложили свои варианты условных знаков для фиксации наблюдений за погодой. Затем учителем были показаны стандартные обозначения.

При закреплении знаний 3 учащихся работали за компьютерами, остальным была предложена игра «Причины и следствия».

После этого класс был разделен на 4 группы, детям были розданы задания по наблюдениям за погодой (для подготовки к конференции).

Занятие 3 (внеклассное). Кружок «Юные исследователи».

Как уже было сказано выше, при преподавании естествознания практические методы являются ведущими. Основным методом, использованным при проведении данного занятия, был опыт.

Основные задачи: научить учащихся моделировать природные явления, делать выводы по результатам опытов выявлять в результате опытов причины их возникновения, взаимосвязи между явлениями; формировать умения работать с научным текстом, электронными изданиями; прививать аккуратность при работе с приборами; развивать логическое мышление, наблюдательность.

Учащиеся были разбиты на три группы. Каждая группа работала за отдельным столом, на котором было установлено оборудование (воздушные шары, контейнеры со льдом и снегом, пустые жестяные емкости, баночки с солью, призмы, источники света, спиртовки, прозрачные емкости с влажным песком). Также группам были выданы карточки с описаниями опытов и таблицами, в которые необходимо было записывать результаты исследований. На компьютерах были установлены электронные энциклопедии, к текстам которых можно было обратиться при заполнении таблиц.

В начале занятия учителем был проведен инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с приборами, проведению опытов и использованию компьютеров. В конце занятия были подведены итоги.

В ходе занятия учащимися были изучаемы такие явления, как ветер, иней, радуга, дождь, туман.

Надо отметить, что учащимся занятие очень понравилось. На нем принимали участие даже те ребята, которые обычно неактивны на уроках (Приложение 6).

Занятие 4. Урок «Необычные явления природы».

Основные задачи: сформировать представление детей о необычных природных явлениях; развивать наблюдательность и воображение, умение самостоятельно добывать информацию из научных текстов, иллюстраций и видеофрагментов; воспитывать эстетические чувства.

При отборе содержания занятия учитывался краеведческий принцип. Детям для изучения были предложены такие явления, как гроза, град, радуга, полярное сияние, гало.

Учитывая данные, полученные в ходе анкетирования детей, а именно, тот факт, что им интересно самим работать за компьютером, данное занятие проводилось в компьютерном классе. Дети самостоятельно изучали новый материал, выполняя задания на компьютерах. При этом строго учитывались санитарно-гигиенические требования: дети работали за компьютером по одному, выполнение заданий длилось не более 15 минут, в течение урока детям было предложено 2 физкультминутки.

В конце занятия в ходе обобщающей беседы были подведены итоги. В качестве домашнего задания детям было предложено нарисовать природное явление или сочинить о нем стихотворение, придумать условный знак (Приложения 7, 8).

Занятие 5. Игра-конкурс «Каждая погода - благодать».

Данное мероприятие было направлено на расширение у детей знаний о явлениях неживой природы, на воспитание любви к природе, способности работать в коллективе, развитие творческих и интеллектуальных способностей.

В качестве подготовки к конкурсу каждой группе детей (три группы) было предложено сделать небольшие выступления в защиту какого-либо природного явления, а также представить иллюстрации от каждой группы по темам: погода, необычные природные явления, опасные природные явления. Кроме того, детям нужно было вспомнить загадки о явлениях природы и народные приметы. В составе жюри участвовали родители и учащиеся. Занятие состояло из пяти конкурсов: «Отгадай-ка», «Конкурс капитанов», «Загадочное послание», «Домашнее задание», «Конкурс рисунков».

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация