Характеристика формирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Страница 4

В первом конкурсе группы загадывали друг другу загадки о явлениях природы. Выиграла группа, отгадавшая наибольшее количество загадок. В конкурсе капитанов ребята по очереди называли народные приметы. Выиграла та группа, капитан которой назвал примету последним. Во время расшифровки «загадочного послания» ребятам пришлось вспомнить условные обозначения природных явлений, чтобы понять, какая же погода была в городе Костомукша в этот день 10 лет назад. Интересными получились выступления детей, в которых ребята изображали явления природы, пели песни, рассказывали стихи и даже танцевали. В этих выступлениях были показаны польза и вред явлений для природы и человека. Затем жюри оценивало рисунки участников конкурса, представленные на выставке и подводило итоги (Приложение 9).

Занятие 6. Урок «Грозные явления природы».

Задачи: сформировать представление о грозных природных явлениях; развивать логическое мышление, наблюдательность; формировать способность получать информацию из видеоизображений; воспитывать безопасное поведение в природе.

Занятие проходило в мультимедийном классе. Во время проверки домашнего задания трое учащихся работали за компьютером, с остальными была проведена фронтальная проверка.

Для изучения детям были предложены такие грозные явления, как землетрясения, лавины, грозы, ураганы, сильные снегопады, метели, ливневые дожди.

При помощи мультимедийного проектора учащимся демонстрировались ролики с данными явлениями. После просмотра ребята должны были ответить на вопросы и придумать условное обозначение для каждого природного явления. Ведущим методом здесь выступал метод демонстрации видеоизображений. Дети не получали ответов в готовой форме. Беседа, как метод, носила лишь обобщающий характер.

В качестве закрепления учащиеся получили карточки с заданиями, которые должны были выполнить письменно.

В качестве домашнего задания, кроме выполнения упражнений из рабочей тетради, детям было предложено подготовить дополнительные сообщения.

Занятие 7. Экскурсия по теме «Зимние изменения в неживой природе» (Приложение 10).

Задачи экскурсии: продолжить знакомство с объектами живой и неживой природы и природными явлениями; формировать знаний о значении природных явлений для природы и хозяйственной деятельности человека; формировать умение обобщать и систематизировать знания, полученные во время экскурсии; воспитывать у детей эстетическое видение природы, навыки поведения в природе; развивать умение сосредоточиваться на главном при изобилии природных объектов.

Перед экскурсией учащиеся были разделены на 4 группы, в каждой был выбран руководитель. Было подготовлено необходимое оборудование. Ребята заранее были ознакомлены с задачами предстоящей экскурсии, маршрутом, с оборудованием и приемами работы с ним. Каждая группа получила карточку с заданиями для самостоятельного выполнения. По дороге к месту экскурсии был организован конкурс юных натуралистов-исследователей. По условиям конкурса ребенку, заметившему что-то необычное, предоставлялось право остановить класс и обратить внимание на объект или явление природы. Группа получала один балл за подмеченный интересный объект или явление и два балла за правильное его объяснение.

После выполнения заданий каждой группе было предложено найти красивый уголок природы и обосновать его привлекательность. Задание оценивалось.

Обсуждение результатов выполнения заданий проводилось в классе, при этом данные заносились в таблицы, заранее подготовленные в редакторе презентаций Power Point. Учащиеся рассказывали о значении явлений в природе и хозяйственной деятельности человека и о влиянии деятельности человека на характер природных явлений. Наблюдения каждой группы коллективно оценивались.

Затем была подсчитана сумма баллов каждой команды и выбран победитель конкурса «Лучший натуралист-исследователь».

Ребята проявили большой интерес к этому занятию. Ими было подмечено много интересных объектов и явлений, а главное – в большинстве случаев они смогли правильно объяснить их природу (Приложение 11).

Занятие 8. Урок-конференция «Погода и ее измерение» (Приложение 12).

Как уже было описано ранее, 4 группам учащихся были даны задания по наблюдению за погодой. Основными задачами данного занятия были следующие: обобщить знания учащихся по теме «Погода и ее измерение»; развивать речь, мышление, память детей; воспитывать любовь к творчеству русского народа.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация