Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Страница 4

2.3. Изменение мотивации и эмоционального состояния студентов в процессе экспериментального обучения

О профессиональной пригодности можно судить по объективному критерию - успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворенности трудом, наиболее характерным показателем которой является положительная мотивация. Поэтому при проведении эксперимента нам был интересен и вопрос влияния программы модульного обучения на изменение профессиональной мотивации.

В начале и в конце изучения курса ТАУ студентам экспериментальной группы был предложен тест-опросник МУН (мотивация успеха-боязни неудачи) А.А. Реана [Прил. 14]. Анализ результатов показал, что при первом опросе мотивация успеха преобладала у 10 студентов (29,41%), мотивация боязни неудачи - у 12 студентов (35,29%), мотивационный полюс ярко не выражен также у 12 студентов (35,9%), из них 5 человек (14,71%) имели определенное тяготение к мотивации успеха, а 4 человека (11,76%) - к мотивации боязни неудачи. После проведения эксперимента у 15 студентов (44,12%) превосходствовала мотивация успеха, у 9 (26,47%) - мотивация боязни неудачи, 10 человек (29,41%) не имели ярко выраженного мотивационного полюса, из них 8 (23,53%) имели преимущественное тяготение к мотивации успеха, а 1 (2,94%) - к мотивации боязни неудачи (рис. 11, рис. 12). Наиболее существенные изменения в положительную сторону произошли по пунктам 2 (“В деятельности обычно активен”), 6 (“При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления”), 8 (“Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля”), 19 (“Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению”), 20 (“Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает”) теста.

Рис. 11. Результаты тест-опроса МУН до эксперимента

Рис. 12. Результаты тест-опроса МУН после эксперимента

Таким образом, данные опроса подтверждают мнение А.К. Марковой о необходимости целенаправленного формирования педагогом у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности, выводы Н.В. Кузьминой, И. Прокопенко, П. Юцявичене о влиянии на профессиональную мотивацию преподавателя, различных стратегий, технологий и методов обучения [88; 108; 144; 199].

Нас также интересовал вопрос, какие эмоции испытывают студенты на занятиях, проводимых по различным методикам. Для этого студентам экспериментальной группы после первых двух традиционных лекций по курсу ТАУ и после изучения всего курса по программе модульного обучения была предложена анкета [Прил. 15]. Результаты опроса приведены в табл. 12.

Таблица 12

Эмоции на занятиях

Число студентов, чел.

Интерес

Страх

Радость

Скука

Удовольствие

Раздражение

Активность

Стыд

Пассивность

До эксперимента

5

22

-

29

-

-

2

2

32

После эксперимента

23

10

-

11

-

-

28

5

6

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация