Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Развитие профессиональных умений студентов в условиях эксперимента

Страница 7

Цель инженерной деятельности (суть творческих умений) заключается в нахождении нового, единственно верного (из множества альтернативных вариантов), не противоречащего условиям производства решения задачи (проекта) на основе современных знаний. Для ее достижения профессионал должен прежде всего уметь: 1) сформулировать цели работы; 2) найти недостающие данные и перевести единицы измерения; 3) произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; 4) синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат.

Преподаватель как посредник в формировании профессиональных умений должен руководствоваться тем, что в основе всякой познавательной или практической задачи лежит противоречие между тем, что есть, и тем, чего человек хочет добиться. Однако, не при всех условиях эта задача развивает творческое мышление, лежащее в основе творческих умений. Если она выполняется по готовому образцу, то решение не требует от студента самостоятельного творческого мышления. Когда же учащемуся не дается готовый шаблон, и он должен сам найти путь решения, то требуется самостоятельная работа мысли, которая способствует развитию творческого мышления и, как следствие, творческих умений.

Традиционная система обучения в техническом вузе имеет экстенсивный характер, проявляющийся в пассивных формах обучения (по принципу субъект - объектных отношений), снижении активности самостоятельной работы и отсутствии учета индивидуальных качеств студента, ослаблении внешней мотивации. Результатом этого, как показала диагностика, является низкий уровень сформированности следующих профессиональных умений у будущих инженеров: 1) сформулировать цели работы; 2) найти недостающие данные и перевести единицы измерения; 3) произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; 4) синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат.

Целенаправленное экспериментальное обучение, проводимое по модульной программе, основано на принципе субъект - субъектных отношений, в которых ведущая роль отводится самостоятельной работе студента, а преподаватель выступает как организатор.

Основными педагогическими положениями программы модульного обучения являются следующие:

1) эффективность всякой деятельности во многом зависит от активности субъекта, от его отношения к этой деятельности, поэтому весь учебный процесс построен на активных методах обучения и самостоятельной работе студента;

индивидуализация содержания обучения по личным целям или базовой подготовленности студента;

специфика построения содержания модуля позволяет студенту самостоятельно работать в любое подходящее для него время;

каждый модуль обеспечивается системой обратной связи, важное место в которой занимает тестовый контроль (самоконтроль), являющийся индивидуализированным;

создание педагогом положительной психологической атмосферы в группе, эмоционального подъема в процессе обучения.

В результате проведения эксперимента уровень сформированности профессиональных умений (1) сформулировать цели работы; 2) найти недостающие данные и перевести единицы измерения; 3) произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры; 4) синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат) статистически значимо (на уровне 0,05%) вырос.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Навигация