Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 3

9.Дозор среднего брата (ложный герой).

10.Иван и змей сражаются.

11.Змей побеждён.

12.Дозор Ивана. Сражение с врагом.

13.Победа Ивана.

14.Героя преследуют жёны и мать змея.

15.Первая беда – колодец.

16.Вторая беда – яблоня.

17.Третья беда – ковёр и подушка.

18.Преследование свиньи.

19.Победа Ивана.

20.Возвращение домой. Счастье.

III. Закрепление изученного материала.

Составление формулы сказки совместно с учениками: 10-11-12-14-15-16-18-16-18-16-18-19-20-21-22-21-22-21-22-21-22-31

IV. Итог урока:

- Сегодня мы научились составлять формулу сказки; узнали, как определяется жанр народной волшебной сказки.

V. Комментприи оценок.

VI. Домашнее задание: прочитать сказку "Морской царь и Василиса Премудрая". Сочинить свою сказку, используя "карты Проппа", составить её формулу (по желанию).

Урок 2. Два мира волшебной сказки. Особенности языка народной сказки

Цели:

1.Образовательная: рассказать о двух мирах волшебной сказки, об особенностях языка народной сказки; определить формулу сказки "Морской царь и Василиса Премудрая".

2.Развивающая: формирование у детей умения слушать и воспринимать речь учителя, развитие логического и образного мышления учащихся; обогащение знаний школьников, развитие устной речи учащихся.

3.Воспитывающая: развитие гуманности, духовности, нравственных и эстетических качеств учащихся, привитие любви к чтению.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядный, словесный, поисковый, проблемный, игровой.

Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:

Учащиеся должны знать особенности языка волшебной сказки.

Учащиеся должны уметь пользоваться схемами волшебных сказок и составлять формулу сказки.

Оборудование: тексты сказки "Морской царь и Василиса Премудрая". Карточки со сказочной ситуацией (функцией) – "карты Проппа". Схемы "Два мира волшебной сказки" (см. приложение 2).

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания: учащиеся по желанию читают свою сказку, определяют её формулу, ученики раскладывают карты в определённой последовательности.

III. Знакомство с новым материалом

1. Учащимся раздаются схемы "Два мира волшебной сказки". Ученики изучают схемы и слушают учителя:

- Филолог, исследователь русского фольклора и русской народной сказки В. Я. Пропп, в своей работе "Морфология сказки" определяет особенности сюжетов волшебных сказок, их общую сюжетную основу: "Действие начинается с того, что происходит какое-то несчастье и герой, чаще всего молодой человек, отправляется из дома. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. В пути он встречает волшебных помощников, это старики или старухи, которые указывают ему путь, или животные, которые в благодарность за помощь, оказанную им героем, помогают ему попасть в иную страну, "тридесятое царство". Там он встречается с похитителем, происходит бой с ним, и герой, иногда с помощью волшебных помощников, побеждает своего врага. Затем он возвращается домой и награждается, чаще всего, женившись на своей избраннице".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация