Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 4

2. Рассказ ученика об особенностях сказочной речи, о причинах её простоты, лаконичности, о назначении повторов, устойчивых выражений, о постоянных эпитетах (по предварительному домашнему заданию).

3. Самостоятельная работа учащихся: иллюстрация сообщения выступающего примерами из прочитанной дома сказки.

III. Закрепление нового материала

1. Практическая работа в группах

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе нужно составить формулу сказки "Морской царь и Василиса Премудрая". После выполнения задания ответы групп сопоставляются и анализируются, выделяется группа, выполнившая задание правильно.

Карта самоконтроля

1.Отлучка царя из дома.

2.Царь даёт обещание морскому царю.

3.Отец приводит Ивана-царевича к озеру.

4.Старушка-помощница испытывает Ивана. Он просит прощения за грубость.

5.Помощница даёт совет.

6.Иван получает волшебное средство (золотое колечко) от Василисы Премудрой (дарителя).

7.Герой отправляется в "чужой" мир (подводное царство).

8.Иван и морской царь вступают в борьбу.

9.Иван с помощью Василисы выполняет три задания царя.

10.Морской царь признал поражение.

11.Иван женится на Василисе.

12.Иван и Василиса возвращаются на Святую Русь (мир живых).

13.Они подвергаются преследованиям морского царя.

14.Три раза Василиса спасает Ивана от гибели.

15.Иван, вернувшись домой, забывает Василису (потеря памяти).

16.Иван хочет жениться.

17.Василиса напоминает о себе.

18.Воссоединение Василисы и Ивана.

IV. Итог урока:

- Сегодня мы определяли формулу сказки "Морской царь и Василиса Премудрая". Узнали, что такое "два мира волшебной сказки", определили особенности языка народной сказки.

V. Комментприи оценок.

VI. Домашнее задание: Сочинить сказку, используя "карты Проппа" (по желанию).

Урок 3. Изучение сюжета и композиции волшебной сказки

Цели:

1.Образовательная: познакомить учащихся с сюжетом волшебной сказки, дать понятие о композиции сказки и назначении её частей, научить определять композицию сказок.

2.Развивающая: формирование у детей умения слушать и воспринимать речь учителя, развитие логического и образного мышления учащихся; обогащение знаний, развитие устной речи учащихся.

3.Воспитывающая: развитие гуманности, духовности, нравственных и эстетических качеств учащихся, привитие любви к чтению.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядный, словесный, поисковый, проблемный, игровой.

Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:

Учащиеся должны знать определение сюжета и композиции сказки.

Учащиеся должны уметь определять композицию сказок.

Оборудование: тексты сказки "Морской царь и Василиса Премудрая", памятки "Сюжет волшебной сказки"; треугольник для изучения сюжета волшебной сказки (см. приложение 3); "Карты Проппа".

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Знакомство с новым материалом

1. Словарная работа. Ученики записывают новые понятия в тетради.

Сюжет – ход событий в художественном произведении.

Композиция (лат. compositio – сочинение, составление, соединение) свойственна всем произведениям искусства. В литературе композицию понимают как развёртывание сюжета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация