Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 6

2.Развивающая: формирование у детей умения слушать и воспринимать речь учителя, развитие логического и образного мышления учащихся; обогащение знаний, развитие устной речи учащихся.

3.Воспитывающая: развитие гуманности, духовности, нравственных и эстетических качеств учащихся, привитие любви к чтению.

Тип урока: закрепление знаний.

Методы обучения: наглядный, словесный, поисковый, проблемный, игровой.

Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:

Учащиеся должны знать определение понятий "сюжет" и "композиция" волшебной сказки.

Учащиеся должны уметь анализировать сюжет и композицию волшебной сказки.

Оборудование: тексты "Сказки о царе Берендее…" В. Жуковского, "Карты Проппа", памятки "Сюжет волшебной сказки".

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Викторина "Угадай автора"

1.Автор сказок "Золушка", "Кот в сапогах", "Красная шапочка". (Ш. Перро)

2.Автор сказки "Двенадцать месяцев". (С. Маршак)

3.Автор сказки "Лягушка – путешественница". (В. Гаршин)

4.Автор сказки "Золотой ключик". (А.Толстой)

5.Автор "Сказки о потерянном времени". (Е. Шварц)

6.Автор сказки "Конёк – горбунок". (С. Ершов)

III. Актуализация информации. Фронтальный опрос:

- Сформулируйте определение сказки.

- Назовите признаки волшебной сказки.

- Назовите основные ситуации в композиции волшебной сказки.

- Дайте определение композиции.

- Назовите элементы сюжета волшебной сказки.

- Что такое сюжет?

- Назовите два мира волшебной сказки

- Что находится на границе между мирами?

- Каковы языковые особенности сказки?

- Приведите примеры сказочных зачинов.

- Приведите примеры сказочных концовок.

IV. Презентация рисунков детей к сказке Жуковского.

V. Проверка домашнего задания: изложение сюжета "Сказки о царе Берендее…".

Ответы к домашнему заданию:

1.Экспозиция. Жил царь Берендей с женой. Отлучка из дома. Колодец. Обещание царя. Рождение сына.

2.Завязка. Встреча царевича в лесу со стариком.

3.Развитие действия. Иван – царевич уехал из дома. У озера уточки. Встреча с Марьей – царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Иван отслужил две службы Кощея с помощью Марьи. Бегство Ивана и Марьи.

4.Кульминация. Возвращение героев в мир живых людей. Погоня. Марья три раза спасает Ивана от смерти.

5.Развитие действия. Иван в прекрасном городе. Потеря памяти. Марья превратилась в цветок. Марья идёт на свадьбу Ивана. Пирог. Возвращение

памяти. Отъезд героев. Возвращение в царство Берендея.

6.Развязка. Свадьба Ивана да Марьи.

VI. Формирование умений и навыков

1. Докажите, что "Сказка о царе Берендее…" по жанру волшебная.

Ответ: Наличие в сказке таких фрагментов как: два мира – мир живых и мир мёртвых; озеро – граница двух миров; уточки превращаются в красных девушек; подземное царство – иной мир; Кощей Бессмертный – живой мертвец.

2. Композиция "Сказки о царе Берендее…".

- Какие сказочные ситуации использовал Жуковский в своей сказке?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация