Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 7

Краткий пересказ отрывков: отлучка царя, подвох (не знает о сыне), невольное пособничество (обещание царя), Иван покидает дом, Марья испытывает героя, герой переносится в мир иной, герой и антагонист Кощей вступают в борьбу, Кощей побеждён, беда Ивана ликвидируется, возвращение Ивана и Марьи, героев преследует Кощей, герои спасаются от преследования, Иван прибывает в другую страну, решение трудной задачи, герой вступает в брак.

3.Групповая работа.

Сравнить сюжет и композицию сказки Жуковского и народной сказки "Морской царь и Василиса Премудрая".

Сообщения представителей каждой группы.

4. Рефлексия. Закончите фразы:

Я сегодня на уроке узнал…

Я сегодня на уроке научился…

Самым интересным на уроке было…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить себя…

Я сейчас чувствую…

IV. Итог урока:

- Сегодня мы закрепили знания по теме "Изучение композиции и сюжета волшебной сказки"; проанализировали сюжет и композицию "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского.

V. Комментарии оценок.

VI. Домашнее задание: подготовиться к работе в творческой мастерской. Написать черновик сочинения в жанре волшебной сказки.

Итак, мы представили 4 урока по изучению композиции и сюжета русской волшебной сказки по темам: "Знакомство с жанром народной волшебной сказки", " Два мира волшебной сказки. Особенности языка народной сказки", "Изучение сюжета и композиции волшебной сказки", "Анализ сюжета и композиции "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского".

С помощью этих уроков ученики приобретут основные умения и навыки работы с сюжетом и композицией волшебной сказки, что поможет им в дальнейшем справляться с заданиями подобного типа, изучая более серьёзные литературные произведения.

Итак, мы представили поэтику волшебной сказки, тесно связанную с исторической судьбой сказки.

Специфика сказочного вымысла в волшебной сказке заключается в наличии такого важного художественного компонента, как хронотоп (неотделимые друг от друга пространство и время – основные категории картины мира). Во всех сказках хронотоп общий. Характеризуется он тем, что содержание сказок не вписано в реальное историческое время и в реальное географическое пространство. Оно сказочное. Художественный мир сказки – вне реальности, поэтому его можно называть замкнутым.

Из этого следует, что сказки соединены с действительностью своими глубокими историческими корнями. Многое из того, что стало восприниматься в них как вымысел, на самом деле отражает архаичный быт и древнее мировоззрение людей. Одновременно сказка всегда устремлена в реальное будущее, которое, по мнению народа, должно быть лучше реального настоящего. В.Я. Пропп отметил: "Сказка соответствует действительности по противоположности" (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1996. – С. 24). Это означает, что, реагируя на те или иные жизненные проблемы, сказка предлагала их утопическое разрешение.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация