Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 9

Основные художественные признаки поэтики сказки – сюжет и композиция. Сказочные персонажи раскрываются, прежде всего, в действии, и это – главный прием их изображения. Они целиком и полностью зависят от своей сюжетной роли. Одновременно действия сказочных героев определяют развитие сюжета. Сказки максимально используют время как художественный фактор, выражая этим свою эпическую сущность. Сюжет и тип героя взаимообусловлены. Можно сказать, что их единство определяет природу того или иного жанра внутри сказочной системы.

Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могли соединиться в одном повествовании, то есть происходила контаминация. Контаминация (от лат. – смешение, соединение) – объединение в одном художественном произведении двух и более самостоятельных произведений или их частей. Выявление контаминированных сюжетов обозначает и основные пути анализа сказок. Например, известно, что в русских сказках типическая черта лисы - хитрая, коварная, обманщица, плутовка. Оттого, что в сказках о лисе всегда сохранялся один и тот же тип образа (хотя и приобретал в разных сюжетах дополнительные оттенки: лиса-повитуха, плачея, даже "исповедница"), то есть вследствие типизации данного персонажа все сказки о лисе можно свести к одному повествованию. В устной традиции некоторые из этих сказок превратились в устойчивые контаминации, то есть обычно рассказываются вместе: "Лиса крадет рыбу с воза" + "Волк у проруби" + "Битый небитого везет". Контаминации сказочных сюжетов известны всем народам.

Сказочный сюжет имеет обычное эпическое развитие: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Специфика сказочной композиции определяется членением сюжета на мотивы.

Стилистика сказок также имеет свою специфику. Существует такое понятие: "сказочная обрядность". Она подразумевает своеобразный "поэтический этикет" сказки, главным образом волшебной, который достигался стилистическими средствами. К ним относятся формулы и присказки.

Данное направление в изучении волшебной сказки помогло выстроить модели уроков.

Приложение

"Карты Проппа"

1.Отлучка кого-либо из членов семьи.

17.Героя метят.

2.Запрет, обращённый к герою.

18.Антагонист побеждён.

3.Нарушение запрета.

19.Бедаили недостача ликвидируются.

4.Выведывание.

20.Возвращение героя.

5.Выдача.

21.Герой подвергается преследованиям.

6.Подвох.

22.Герой спасается от преследования.

7.Невольное пособничество.

23.Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

8.Вредительство (или недостача).

24.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

9.Посредничество.

25.Герою предлагается трудная задача.

10.Начинающееся противодействие.

26.Задача решается.

11.Герой покидает дом.

27.Героя узнают.

12.Даритель испытывает героя.

28.Ложный герой или антагонист изобличаются.

13.Герой реагирует на действия будущего дарителя.

29.Герою даётся новый облик.

14.Получение волшебного средства.

30.Враг наказывается.

15.Герой переносится, доставляется, приводится к месту "нахождения" предметов поиска.

31.Герой вступает в брак.

16.Герой и антагонист вступают в борьбу.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Навигация