Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 5

2.Слово учителя о композиции и сюжете волшебной сказки.

Композиционно волшебная сказка состоит из экспозиции (рассказа о причинах, породивших проблему, ущербе, к примеру, нарушении какого-либо запрета), зачина (обнаружение ущерба, недостачи, потери), развития сюжета (поиск утерянного), кульминации (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы, обычно сопровождающееся повышением статуса героя, его воцарением).

Рассмотрим сюжет волшебной сказки на основе треугольника. (треугольник изображает основные элементы сюжета). Детям раздаются памятки "Сюжет волшебной сказки":

1.Зачин. Экспозиция: ситуация до начала действия.

2.Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией (вредительство, недостача, герой покидает дом).

3.Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира (даритель, волшебное средство).

4.Кульминация: герой между жизнью и смертью.

5.Развитие действия: напряжённые моменты.

6.Развязка: разрешение противоречий (свадьба, воцарение героя). Концовка.

3. Объяснение учителем сути элементов сюжета.

Экспозиция: семья живёт спокойно и счастливо (не всегда). Завязка –вредительство, нанесение ущерба члену семьи (похищение); нарушение запрета ведёт к вредительству; герой покидает дом. Развитие действия – встреча с дарителем, получение волшебного средства, пересечение границы иного мира, путь, борьба героя с антагонистом. Кульминация – самое трудное испытание, беда ликвидируется. Развитие действия – преследование героя, решение задачи, враг наказывается. Развязка – свадьба, воцарение героя.

III. Закрепление нового материала

Практическая работа в группах по исследованию сюжета сказки "Морской царь и Василиса Премудрая".

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе нужно определить сюжет сказки "Морской царь и Василиса Премудрая". После выполнения задания ответы разных групп сопоставляются, анализируются, выделяется группа, выполнившая задание правильно.

Карта самоконтроля

1. Экспозиция. Обещание царя.

2. Завязка. Царь привёл Ивана к озеру.

3. Развитие действия. Иван отправляется в "чужой" мир, с помощью Василисы выполняет задания её отца, женится на ней.

4. Кульминация. Возвращение на Русь, три раза Василиса спасает мужа от гибели.

5. Развитие действия. Возвращение домой, потеря памяти, Иван хочет жениться на другой.

6. Развязка. Воссоединение Ивана и Василисы.

IV. Итог урока:

- Сегодня мы познакомились с понятиями "сюжет" и "композиция волшебной сказки, анализировали её части, учились определять композицию сказок.

V. Комментарии оценок.

VI. Домашнее задание: прочитать "Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского, письменно изложить сюжет сказки В.Жуковского, нарисовать рисунки

Урок 4. Анализ сюжета и композиции "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского

Цели:

1.Образовательная: закрепить знания по теме "Изучение композиции и сюжета волшебной сказки"; проанализировать сюжет и композицию "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация